Как выбрать вилочный погрузчик?

Цель данной статьи, помочь разобраться в огромном разнообразии современной складской техники и подъемного оборудования. Конечно, профессионалы крупных логистических комплексов и компаний вполне четко представляют, что им нужно и для чего, но и на старуху бывает проруха, что уж говорить о небольших производствах, впервые решивших приобрести «механического помощника».

К нам часто обращаются люди, затратившие крупные суммы на современную технику, с просьбой приспособить ее под специфику конкретного производства. Не всегда это удается, а виной всему изначальный не верный выбор.

Итак, чем руководствоваться при выборе складской техники?

Прежде всего обозначим основные виды и типы складской техники:

Техника бывает ручной и механизированной, оборудованной двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и электроприводом, а также различные сочетания гибридных систем. Безусловно самым распространенным складским трудягой является ВИЛОЧНЫЙ ПОГРУЗЧИК.  Это наиболее универсальная машина, способна выполнять основные задачи.

 

ДВС ИЛИ ЭЛЕКТРИЧКА?

Выбирая погрузчик, необходимо прежде всего определиться : с ДВС или электрический? Выбор зависит от условий эксплуатации. Начнем с того, что в современных складских комплексах класса А, эксплуатация машин с ДВС просто ЗАПРЕЩЕНА. С этим понятно. С другой стороны, если Вы планируете пользоваться погрузчиком на открытых площадках в дождь снег, слякоть, пыль и т.д. то электрический погрузчик Вам противопоказан. Он этого просто не выдержит, так как предназначен для работы в чистых помещениях (ну относительно). Кроме того «электрички» не любят больших уклонов. Если предусматриваются заезды на пандусы, эстакады, аппарели и т.д., то «электричка» не Ваш выбор. Нужно помнить, что электропогрузчик использует в качестве накопителя энергии тяговую аккумуляторную батарею (ТАБ), и для ее зарядки надзорные органы потребуют от Вас содержания специального помещения, так как при заряде выделяется взрывоопасный водород. Альтернативой может стать использование герметичных гелевых батарей, но они значительно дороже, имеют меньшую емкость, и очень капризны к перепадам температуры. Переохлаждение ведет к безвозвратной потере емкости гелевой батареи.

В общем, как итог: Чистые отапливаемые склады с ровным полом – Электричка

                               Тяжелые условия работы, открытые площадки – ДВС

Делая выбор, помните о стоимости владения. Погрузчик с ДВС требует бОльших эксплуатационных затрат, ТО для него чаще и дороже, периодически требуется мелкий ремонт. С другой стороны, погрузчик с ДВС ВСЕГДА можно отремонтировать, даже полностью сгоревший погрузчик подлежит восстановлению. Многие ошибочно сравнивают погрузчик с ДВС с автомобилем, полагая, что чем старше машина, тем она хуже. Это не так. Качественно обслуживаемый погрузчик, абсолютно не теряет со временем своих качеств и характеристик. По этой же причине б\у погрузчик с ДВС, капитально отремонтированный в проверенной компании, гораздо предпочтительней, в экономическом плане, нового.

  Электричка же напичкана электроникой, иногда очень капризной. Стоимость только одного из трех контроллеров может превышать остаточную стоимость всей машины. Нередки случаи, когда ремонт электрички просто нерентабелен.

Перед покупкой обязательно убедитесь в том, что погрузчик вообще сможет работать на вашем складе. Радиус разворота машины довольно велик, по сравнению с другими видами ПТО. И если межстелажное пространство не допускает свободного заезда к ячейке хранения, то придется присматриваться к штабелеру или ричтраку.

ДИЗЕЛЬ ИЛИ ГАЗ-БЕНЗИН

Если Вы решили приобрести погрузчик с ДВС, осталось решить какой именно двигатель Вам подойдет больше. По большому счету, это касается только легких машин до 3-х тонн. Тяжелые машины- дизельные априори.

Разница незначительна, дизеля менее капризны в работе, реже ломается, механический ТНВД исключительно надежен и ремонтопригоден. Бензиновые двигатели чуть дешевле в ремонте и эксплуатации, чуть лучше заводятся на морозе, меньше дыма и запаха (особенно на газу), зато ремонт и настройка карбюратора, это танцы с бубнами. Новый карбюратор стоит от 35 000р.  Собственно все.

АКПП или МКПП

Здесь все просто. Драйверского удовольствия от ручной коробки, как на авто, Вы не получите. АКПП удобней, эргономичней, экономичней. Если Вы вовремя ее будете обслуживать, то она еще и гораздо надежней. МКПП дешевле, однако, если вместо оператора погрузчика у Вас трудиться лихой наездник, то Вы на одних дисках сцепления прогорите.

ГРУЗОПОДЬЕМНОСТЬ

Не ошибитесь.  Заявленная грузоподъемность машины обозначает только возможность приподнять паллет такого веса и перевезти. Чем выше вы хотите поднять груз, тем меньше должен быть его вес. Это, так называемая остаточная грузоподъемность. Например: погрузчик с грузоподъемностью 1.8 т с шестиметровой мачтой, способен поднять на максимальную высоту только 600кг. Графики остаточной грузоподъемности есть для каждой конкретной машины, ознакомьтесь с ними до приобретения.

 

ПНЕВМАТИКА ИЛИ СУПЕРЭЛАСТИК

При эксплуатации погрузчиков используют два вида шин – пневматические камерные и цельнолитые т.н. суперэластик. Конечно, суперэластик гораздо долговечней, они не подвержены проколам, грыжам и т.д. однако он тверд как камень, что для машины, не имеющей подвески не очень хорошо. Кроме того на него нельзя одевать цепи противоскольжения.  По этому, если у Вас ровные поверхности без бордюров, стыков, ям и т.д. – лучше суперэластик. В противном случае, особенно зимой, на открытых  площадках – только пневматика.

РАБОЧИЕ ОРГАНЫ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (МАЧТА)

Мачта погрузчика является навесным оборудованием. При покупке нового погрузчика, Вам установят мачту по Вашим требованиям. При приобретении б\у придется подбирать машину с уже установленной мачтой, так, чтобы она Вам подошла. Как ее подбирать? Ну прежде всего высота подъема. Второй параметр – строительная высота. Это высота в сложенном состоянии, влияет на то, в какие ворота (проемы) сможет въехать ваша машина. Если, например, высота проемов слишком низкая, то придется выбирать мачту с более короткими секциями, при этом количество секций может быть больше. Как правило мачты бывают двух и трех секционные.

Если Вы планируете разгружать автомобили или вагоны, то Вам необходима так называемая «вагонная мачта», ее верное наименование – мачта со свободным ходом грузовой каретки. Суть в следующем: При подъеме груза в обычной мачте, сразу вверх выдвигается секция.  Понятно что в пространстве с низкими потолками (вагоне например) секция упрется в потолок. В вагонной мачте, при подъеме, вверх двигается только сама каретка без выдвижения секции. И только когда каретка поднимется на строительную высоту, начинает выдвигаться секция мачты. Таким образом внутри вагона можно поднимать и перемещать груз без выдвижения секций мачты.  Очевидно, что вагонная мачта значительно дороже обычной.

Так же, при работе в стесненных условиях, будет очень полезным устройство бокового смещения вил. Вилы смещаются относительно машины в право или влево, это очень удобно, если Вам необходимо поставить паллет в угол при стесненном проезде. Это устройство можно установить дополнительно, на любую мачту.

Основным рабочим органом погрузчика являются грузовые вилы, что собственно и отражено в названии. Вилы имеют очень широкий диапазон типов и размеров. Не пренебрегайте их правильным подбором. Конечно, всегда можно заменить, но это деньги и немалые. Прежде всего, вилы делятся по классу каретки, т.е. по сути, по грузоподъемности. Это значит, что вилы от полуторатонного погрузчика не подойдут к трехтоннику, и наоборот. Кроме этого вилы бывают разной длины ширины и толщины. На что это влияет? И как выбирать? Смотря, что Вы собираетесь грузить. Если  груз будет на европаллете, то вилы должны свободно входить в паллет и быть соответствующей длины. Будут короче – сломают паллет. Будут длиннее - торчащие концы будут портить товар, находящийся на следующем паллете. Если товар легкий, то можно цеплять сразу два паллета и длина выл должна быть соответствующей. И т.д.

Кроме вил на погрузчик можно установить и другие рабочие органы, тип которых зависит от характера груза. Например рулонные и киповые захваты, захваты для бочек и т.д.

ГИБРИДЫ

Отдельно рассмотрим этот тип машин. Самые распространенные гибридные погрузчики Дизель-гидравлические, особенно их любят немецкие производители. Дизель приводит в движение мощный гидронасос, а он, в свою очередь приводит в движение гидромоторы.

Встречаются Дизель-электрические машины, где дизель вращает генератор, а тот питает электромоторы. Однажды мы сталкивались и вовсе с экзотикой с Дизель-электро-гидравлическим погрузчиком. Суть всех этих усложнений в экономии топлива и ресурса. Предполагается, что дизель в такой схеме работает в гораздо более комфортном для себя режиме, без резких скачков оборотов и нагрузок. Вполне возможно. Если вы собираетесь приобрести несколько машин и обслуживаться у официала, то сядьте и посчитайте экономию, может и получится. Если Вам нужна одна машина- забудьте о гидридах. Их обслуживание неоправданно дорого, а ремонт может привести к финансовой яме в несколько сот тысяч.

ЯПОНЦИ НЕМЦЫ КИТАЙЦЫ БОЛГАРЫ

Ну и наконец, какому производителю отдать предпочтение. Наша компания считает, что лучшие на рынке японцы. Причина такого суждения проста: Прекрасное качество, хорошая ремонтнопригодность, и самое главное – наличие запасных частей. Как итог, если у Вас сломается японский погрузчик, его быстро и качественно сможет отремонтировать механик средней квалификации.

Немецкая техника очень качественна и эргономична, очень дружественна к эксплуатантам. Но она чрезвычайно сложна. Требует квалифицированного и аккуратного персонала. Сломать ее легко, а отремонтировать крайне сложно. Не все запчасти есть в наличии, а их стоимость очень высока. Кроме того неоправданно высокое применение сложных электронных систем, вкупе с политикой сокрытия любой информации относительно ремонта, заставляют обращаться непосредственно к производителю. А цены у немцев заоблачные.

Китай. В два раза дешевле чем японцы. Все чаще честно отрабатывают гарантийный срок. Но если сломался – беда. Запчастей в наличии нет, никаких. Те, что есть, не подходят. Подбирать по серийному номеру бесполезно, только по фотографиям. До сих пор встречаются случаи применения деталей, качество которых просто опасно для жизни. В общем, лотерея за ваши деньги.

Неплохой вариант – болгары. Иногда дешевле китая. Техника крайне проста, можно сказать примитивна. Она конечно не так удобна и производительна как немецкая, зато сломать ее не каждый сможет. Запчасти дешевы и до недавнего времени все были в наличии. Сейчас, некоторые приходится заказывать.