ТО как вид мошенничества или «…а масло мы и сами поменяем»

Цель данной статьи, - с одной стороны, оградить владельцев складской техники от современных сервис-мошенников, с другой стороны, предотвратить дорогостоящие ремонты ввиду пренебрежения к качественному обслуживанию.

Итак, пропустим лекцию о важности технического обслуживания. Каждый вменяемый эксплуатант понимает необходимость проведения ТО. Вопрос в его объеме и качестве!

Зачастую, на вопрос, Что входит в ТО? Менеджер отвечает – Замена масла и фильтров. Более того, нередко механики уважаемых компаний, пользуясь бесконтрольностью, действительно ограничиваются этими операциями. ЗНАЙТЕ - это мошенники, гоните их в шею. Устав от таких горе-сервисменов, на предложение провести ТО, клиент отвечает «масло мы и сами поменяем».  Это тоже не выход, Вы просто гробите свою технику, но уже своими силами. Нужно помнить, погрузчик не автомобиль, он может эксплуатироваться практически вечно! Поэтому основное назначение ТО – это ДИАГНОСТИКА накопленных за межсервесный период скрытых неисправностей, с последующим их устранением. Что в свою очередь, избавляет от длительных и дорогостоящих капитальных ремонтов.

Что, нужно знать о ТО?

Техническое обслуживание – это комплекс диагностических и профилактических мероприятий направленный на достижение бесперебойной эксплуатации техники. Замена масла и фильтрующих элементов, это лишь малая и неосновная часть, указанного комплекса. Зная объем и правила выполнения всех необходимых мероприятий, вы будете в состоянии проконтролировать качество предложенного Вам сервиса, и адекватно оценивать стоимость оказываемых услуг.

Каждому виду ТО соответствует свой объем мероприятий. Периодичность ТО определяет производитель, он же определяет и состав ТО. У различных производителей есть масса вариантов от 3-х до 12-ти вариантов ТО. Для удобства, мы сервисные инженеры, как правило, группируем их в три вида МАЛОЕ, СРЕДНЕЕ и БОЛЬШОЕ. Это несколько перекрывает требования производителей, практически не ведет к удорожанию, однако очень облегчает общение с клиентом, не множа сущности и не внося сумятицу и недопонимание.

  Пример - дизельный погрузчик Komatsu FD15/18Т-17, раскроем объемы ТО и рассмотрим к чему приведет неисполнение того или иного императива.

Межсервисный пробег для него производитель определил в 200 моточасов.

Первое ТО –ТО-1 или МАЛОЕ на сервисном слэнге. Что внем?

  1. Регулировка зазоров в механизме привода клапанов.  В процессе эксплуатации тепловые зазоры меняются. Если тепловой зазор меньше чем положено, то после нагревания двигателя происходит не полное закрытие клапана, что приводит к уменьшению компрессии в цилиндре и соответственно падению мощности.

Если тепловой зазор больше, тогда клапан при открытии имеет не достаточный просвет, что приводит к уменьшению подачи топливной смеси в камеру сгорания и не достаточному выходу из нее отработанных газов.

В обоих случаях кроме увеличенного расхода топлива это ведет к образованию нагара, как следствие, к увеличению износа двигателя.

2.      Проверка состояния и натяжение приводного ремня.

Привод ГРМ у большинства погрузчиков шестеренчатый, поэтому повреждение ГРМ с обрывом ремня не грозит. Однако неверное натяжение ремня вентилятора-гениратора ведет к выходу из строя помпы водяного охлаждения и аккумуляторной батареи.

3.      Продувка сжатым воздухом элемента воздушного фильтра.

Воздушный фильтр меняется не каждое ТО, но продувается обязательно! Иначе Ваш двигатель будет работать «в противогазе», со всеми вытекающими.

 

  1. Регулировка холостых оборотов двигателя.

Значительная часть работы двигателя происходит на холостом ходу. Поэтому правильные обороты это ваша экономия по топливу, и ресурсу двигателя. Кроме того если обороты вдруг «поплыли» это самый настоятельный повод проверить топливную аппаратуру. Своевременная диагностика ТНВД значительно дешевле его ремонта.

 

  1. Проверка датчик наличия воды в топливе.

То, чего гаражные умельцы не делают никогда. А между тем, наличие воды в топливе требует немедленной промывки топливной системы, включая бак. Ремонт ТНВД, как уже говорилось, очень недешевое и не быстрое дело.

 

  1. Контроль свободного ход педалей тормоза, толчкового хода

Отклонение, которое подлежит немедленному исправлению. Тормоза и газ для погрузчика еще важнее, чем для автомобиля. Погрузчик постоянно двигается в стесненных пространствах, с грузом, причем на высоте. Любой сбой тормозной системы немедленно приведет в лучшем случае к порче товара, в худшем, к гибели людей. Причиной изменения (как правило, увеличения) свободного хода педали является воздух в тормозной системе. В свою очередь наличие воздуха в системе может быть следствием неисправности главного или рабочих тормозных цилиндров. Стоят они копейки, по сравнению с возможными бедами.

 

7.      Проверка работы ручного тормоза.

Вернемся к сравнению с автомобилем. Для него ручной тормоз является стояночным, можно пережить его отсутствие. Для погрузчика это РАБОЧИЙ орган. Без него он не работоспособен и опасен. Своевременное обнаружение износа троса ручного тормоза избавит Вас, как минимум, от длительного простоя.

 

8.      Проверка натяжения подъемной цепи.

Еще одно действие, которое никогда не производиться мошенниками. Оно требует некоторых усилий и сноровки. Поскольку цепей две, натянуты они должны быть одинаково, иначе нагрузка полностью ложиться на более нагруженную. Получается негативная последовательность: Более нагруженная цепь растягивается, теряет свойства и в итоге полностью перекладывает нагрузку на вторую цепь. Та становиться нагруженной и цикл повторяется. В итоге цепи выходят из строя в разы быстрее. Если же ослаблены обе цепи, это ведет к рывковым нагрузкам, что неизменно закончится обрывом либо самой цепи (до 18 000 р.), либо анкера цепи (до 9 000р.).

 

9.      Проверка работы мачты.

Несложное действие, однако, им пренебрегают, поскольку лень искать тестовый груз. А необходимо просто выдвинуть мачту на максимальную высоту. Сначала пустую, затем под тестовым грузом. Мачта должна выдвигаться плавно, без рывков и перекосов, без посторонних звуков и люфта между секциями. Параллельно осматриваются гидравлические шланги цилиндров подъема мачты на предмет течей, трещин и потертостей. Если есть какие то проблемы, то необходимо найти причину. Как правило это выработка или подклинивание подшипников мачты, либо задиры и деформации секций мачты. На что влияет? На безопасность работы с грузом на высоте.

 

10.  Проверка креплений цилиндров подъема и наклона.

Крепления должны быть тщательно затянуты, люфт категорически недопустим. Любой люфт ведет к рывковым нагрузкам, как следствие к нарушению геометрии креплений, и как финал, к обрыву креплений. Далеко не редкий случай, с крайне дорогостоящим ремонтом.

 

11.  Проверка работы цилиндров подъема и наклона мачты.

Выполняется параллельно с пунктом 9. Проверка работы мачты. Проверяется плавность и параллельность работы цилиндров, отсутствие подтеканий по всей длине штоков. Отсутствие задиров на штоках. Обнаруженные проблемы устраняются в плановом порядке.

 

12.  Проверка работы гидронасоса.

Выполняется параллельно с другим действиями. Сервисный инженер должен внимательно проверить выполняет ли гидравлика все положенные функции при максимальных нагрузках. Кроме того на холостых нагрузках двигатель не должен излишне напрягаться. Если обнаружены проблемы, следует проверить состояние гидравлических фильтра и масла. Если они в норме, а также в норме все гидравлические шланги (особое внимание на всасывающий), то гидронасос нуждается в плановой замене. На что влияет? На расход топлива и ресурс двигателя.

 

13.  Проверка уровней масла в трансмиссии и переднем мосту.

Необходимость очевидна. Если масло «уходит», кроме долива, следует тщательно проверить агрегаты на утечку. Срочность ремонта определяется масштабами бедствия.

 

14.  Очистка и смазка подъемной цепи.

Цепь – это известный пыле-грязесборник. При этом она любит чистоту. Совершенно недопустимо «закаменение» цепи посредством смеси грязи и смазки. Это ведет к ее износу. Поэтому проследите, чтобы механик прежде чем смазать цепь, тщательно ее очистил. Хорошие и эффективные очистители дороги, многие пытаются на них экономить.

 

15.  Смазка направляющих внутренней и наружной рам секций мачты.

Предотвращает задиры на секциях. Продлевает срок службы роликов мачты.

 

16.  Смазка кронштейна мачты.

Очень важный пункт. Смазка, т.н. «шприцовка» крепления мачты к телу погрузчика предотвращает износ вкладышей бугеля мачты. Замена вкладышей мероприятие дорогостоящее и как правило нервное, поскольку необходимость возникает внезапно. Здесь Вы должны быть очень внимательны и требовательны к обслуживающей организации. Признаком качественно выполненной смазки является не наличие свежей смазки на пресс-масленке, а ВЫХОД свежей смазки из сочленений находящихся напротив пресс-масленки. Если свежая смазка не заполнила все полости и не выдавила отработку – требуйте возврата денег и гоните этих горе-ремонтников. Отговорки о закаменевшей старой смазке – признак непрофессионализма. Если старая смазка действительно закаменела, то Вам должны предложить полностью разобрать узел и очистить его. А вот за чей счет это будет сделано, зависит от обстоятельств и Вашей позиции, поскольку само возникновение данной ситуации логичное следствие предыдущего некачественного обслуживания.

 

17.  Проверка шлангов (тормозных, гидравлических, топливных)

Очевидная вещь, однако, ее нередко игнорируют.

18.  Замена масла двигателя и масляного фильтра.

И вот только теперь, после выполнения всех предыдущих пунктов, В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ, меняются масло и фильтр. Почему в последнюю очередь? Потому, что в процессе проведения диагностики могут быть выявлены проблемы требующие  слива масла из системы двигателя. Например – регулировка ТНВД по меткам . И тогда масло придется менять два раза.

 

 

Следующее техническое обслуживание, это СРЕДНЕЕ ТО, или ТО-3. В нем выполняются все те же операции, что и в малом, а также выполняются дополнительно:

 

19.  Проверка наружных поверхностей радиатора.

Визуально осматривается радиатор, на предмет течей и загрязнений. При необходимости соты продуваются сжатым воздухом. Загрязненный радиатор может стать причиной перегрева двигателя. Хорошим тоном было бы, проверить равномерность нагрева радиатора с помощью пирометра. Наличие участков с разницей нагрева более чем в 30 градусов, говорит о внутренних загрязнениях значительного количества сот, и о необходимости плановой замены радиатора. Отчего радиатор загрязняется изнутри? Прежде всего, из-за использования недистиллированной воды. Различные виды накипи встречаются чаще всего. Другой вариант – использование горчицы и других средств изобилующих в автомагазинах, для устранения мелких подтеканий системы охлаждения. Не делайте этого!! Нередко эти вещества забивают не только радиатор, но и рубашку двигателя. Чистка рубашки, это трудно, долго и дорого. Да и радиатор не дешевое удовольствие.

 

20.  Проверка трубопроводов топливных высокого давления.

Простая и быстрая операция. Если «сапливят» трубки ТНВД, их необходимо подтянуть, либо планово заменить. Это расход топлива и ресурс двигателя.

 

21.  Проверка состояния роликов каретки.

Осуществляется вместе с проверкой мачты. Ролики должны плотно прилегать к поверхностям секций мачты, вращаться свободно и плавно, не иметь видимых деформаций. Если есть люфт в местах прилегания роликов, это грозит опрокидыванием машины при погрузке на максимальных высотах. Ролики меняются планово, по результатам диагностики.

 

22.  Смазка соединения троса толчкового хода.

Это продлит срок службы троса.

 

23.  Смазка соединений шасси.

Очень, очень важно! Эта операция должна быть выполнена качественно. От этого зависит срок службы шкворней и пальцев моста – основных силовых соединений. Мы часто встречаемся с результатами халатного исполнения этой операции. Итог, как минимум, ремонт моста с заменой пальцев, втулок, шкворней и т.д., а как максимум, капитальный ремонт с заменой (переваркой) проушин балки моста. По поводу качества смазки я уже писал в пункте 16. Все, что было сказано там, абсолютно актуально и здесь. Потому процитирую,- «Признаком качественно выполненной смазки является не наличие свежей смазки на пресс-масленке, а ВЫХОД свежей смазки из сочленений находящихся напротив пресс-масленки. Если свежая смазка не заполнила все полости и не выдавила отработку – требуйте возврата денег и гоните этих горе-ремонтников. Отговорки о закаменевшей старой смазке – признак непрофессионализма. Если старая смазка действительно закаменела, то Вам должны предложить полностью разобрать узел и очистить его. А вот за чей счет это будет сделано, зависит от обстоятельств и Вашей позиции, поскольку само возникновение данной ситуации логичное следствие предыдущего некачественного обслуживания.»  

Во время выполнения этой операции механик должен проверить все соединения на наличие люфтов, с последующей плановой заменой поврежденных деталей, в случае необходимости.

 

24.  Смазка пальца цилиндра наклона.

Здесь можно полностью повторить пояснения  к предыдущему пункту.

 

25.  Замена топливного и воздушного фильтров.

В этом ТО,  выполняется в последнюю очередь, вместе с заменой масла и масляного фильтра. Топливных и воздушных фильтров может быть несколько. Пункт 3, соответственно, не выполняется.

 

Следующее и последнее техническое обслуживание, это БОЛЬШОЕ ИЛИ ГОДОВОЕ ТО. В нем выполняются все те же операции, что в обоих предыдущих, и  дополнительно:

 

26.  Замена охлаждающей жидкости.

Необходимо менять хотя бы раз в год. За год жидкость теряет свои свойства. Помните, что современные антифризы, кроме охлаждения, имеют смазывающие и антикоррозийные функции.  Несвоевременная замена антифриза ведет к выходу из строя помпы и повышенной коррозии элементов из цветных металлов, радиатора, например.

 

27.  Замер плотности электролита в АКБ.

Отмирающая операция. Выполняется только на обслуживаемых АКБ, которые встречаются все реже. На современных АКБ просто измеряется ЭДС с помощью нагрузочной вилки. В случае необходимости осуществляется плановая замена. Помните, что неисправная АКБ, это не просто трудности при заводке двигателя, но и возможный выход из строя генератора.

 

28.  Проверка работы усилителя тормозов.

Простая операция. Нужно просто выкрутить руль в обе стороны до крайнего положения, и проверить, как реагирует управляющий мост. В случае неисправности нужен плановый ремонт. Неисправность грозит тем, что оператор может в ответственный момент не справиться с управлением.

 

29.  Проверка состояния роликов мачты.

Осуществляется вместе с проверкой мачты. Ролики должны плотно прилегать к поверхностям секций мачты, вращаться свободно и плавно, не иметь видимых деформаций. Если на выдвинутых секциях мачты есть люфт в местах прилегания роликов, это грозит опрокидыванием машины при погрузке на максимальных высотах. Ролики меняются планово, по результатам диагностики.

 

30.  Замена рабочей жидкости, масла гидротрансформатора.

Назначение операции очевидно. Пренебрежение ей грозит выходом из строя коробки передач.

 

31.  Замена фильтра АКПП.

Осуществляется вместе с заменой масла.

 

32.  Замена тормозной жидкости.

Необходимо делать раз в год, поскольку жидкость со временем теряет свои свойства. Чем чреват отказ тормозов на такой тяжелонагруженной и маневренной машине мы уже писали.

 

33.  Замена гидравлического масла и фильтра.

По хорошему, необходимо делать раз в год, однако некоторые производители допускают замену раз в два года. Гидравлическое масло со временем теряет свои свойства, фильтр перестает выполнять свои функции. Это приводит износу гидронасоса, уменьшает ресурс двигателя.

В гибридных машинах, где применяются гидромоторы, состояние гидравлических масла и фильтров просто критично. Любое загрязнение может вызвать фатальные поломки.

 

34.   Смазка ступичного подшипника.

То, чего мошенники не делают никогда. Проверить качество выполнения этой операции можно только в процессе ее выполнения, поскольку это связано со вскрытием ступичных крышек. Между тем отсутствие свежей смазки грозит не только преждевременной заменой подшипника, но и всего поворотного кулака. Очень дорого.

 

ИТОГ

Как вы видите, из вышесказанного, техническое обслуживание, это не простая замена расходников и масла, это серьезная работа, направленная на долгую безаварийную эксплуатацию вашей техники.